Список форумов gunfucha.ru gunfucha.ru
Чайная Школа
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Ульяновск семинар 17-18 октября 2009

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов gunfucha.ru -> Общий форум
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
FarhatDgA



Зарегистрирован: 29.05.2008
Сообщения: 449
Откуда: Уфа

СообщениеДобавлено: Ср Окт 21, 2009 11:46 am    Заголовок сообщения: Ульяновск семинар 17-18 октября 2009 Ответить с цитатой

Мастер-класс по японской чайной церемонии



ЯПОНСКАЯ ЧАЙНАЯ УТВАРЬ

Чайная посуда удивительно проста: чашки, медный чайник, бамбуковая мешалка, ящичек для хранения чая. Все это несет на себе налет времени, но безукоризненно чисто. Японцам импонирует матовость.

«Европейцы, — пишет Танидзаки, — употребляют столовую утварь из серебра, стали либо никеля, начищают ее до ослепительного блеска, мы же такого блеска не выносим. Мы тоже употребляем изделия из серебра... но никогда не начищаем их до блеска. Наоборот, мы радуемся, когда этот блеск сходит с поверхности предметов, когда они приобретают налет давности, когда они темнеют от времени... Мы... любим вещи, носящие на себе следы человеческой плоти, масляной копоти, выветривания и дождевых отеков».

Самый примитивный чайник, деревянная ложка для засыпания чая, грубая керамическая чашка — все это оказывает на участников церемонии завораживающее действие.

Основные чайные предметы:
нацумэ (natsume) — чашка для слабого чая;
чашаку (chashaku) — чайная ложка, которая сделана из бамбука;
чаван (chawan) — чайная чашка;
часен (chasen) — венчик для взбития чая;
мидзукаси (mizusashi) — сосуд для хранения воды для приготовления чая;
хишаку (hishaku) — ковш для разливания горячей воды в чашки;
фукуса (fucusa) используется хозяином для вытирания чайной посуды;
горячая чашка с крепким чаем подается гостю на специальной ткани кобукуся (cobucusa).



















































ЯПОНСКИЙ ЧАЙНЫЙ РИТУАЛ

Японцы признают и тщательно культивируют каноны чайной церемонии не только потому, что она дает им возможность эстетического наслаждения. В ритуале этой церемонии они ощущают самих себя: строгая регламентация поведения, точно установленные предлоги для церемонии, вполне определенная утварь и т. д.

Для проведения чайной церемонии в большинстве случаев достаточно одного желания, однако, есть поводы и ритуального плана.

Хозяин посылает приглашение друзьям, и те за два-три дня до чая благодарят его за оказанное внимание. В день чаепития гости собираются за 15-20 минут до назначенного времени в специально отведенной комнатке и выбирают почетного гостя (секяку), которым обычно становится человек более высокого положения или старший по возрасту. Они также четко определяют и последующую иерархию: кто будет вторым, третьим и т. д. Именно в таком порядке и будут гости мыть руки, входить в предназначенную для церемонии комнату и рассаживаться.

Официальному чаепитию в гостях предшествует кайсэки, т. е. угощение разнообразным набором еды: здесь и супы, и рис, и рыба, и картофель с приправой и т. д. Хозяин, угощая гостей, старается рассказать им какой-нибудь интересный случай или историю, он делает все возможное, чтобы сделать времяпрепровождение очень приятным. Для этого гостей угощают и небольшой порцией сакэ. Едят всего понемногу, иначе нет смысла в чайной процедуре.

В Японии существует много форм чайной церемонии, однако строго установлено лишь несколько: ночной чай, чай с восходом солнца, вечерний чай, утренний чай, послеобеденный чай, специальный чай.

Ночной чай начинается при луне. Гости приходя-примерно в половине двенадцатого и уходят не позже четырех часов ночи. Обычно заваривают порошкообразный чай. Приготавливается он на глазах гостей: листья освобождают от прожилок и измельчают в порошок в ступе. Такой чай бывает очень крепким, его не подают на пустой желудок. Поэтому сначала гостей легко угощают различной едой.

Чай с восходом солнца пьют около трех или четырех часов утра. Гости остаются при этом до шести часов.

Вечерний чай начинается около шести часов вечера.

Утренний чай практикуется в жаркую погоду, гости собираются к шести часам утра.

Послеобеденный чай обычно подается только с пирожным примерно после часа дня.

Специальное чаепитие (риндаи тяною) организуется по каким-либо торжественным случаям: встреча с друзьями, праздники, смена времени года и т. д.

Японцы говорят, что всякий, кто хорошо знаком с чайной церемонией, должен уметь регулировать свое поведение во всех случаях жизни с легкостью, достоинством и изяществом. Японские девушки перед замужеством брали уроки тяною, чтобы приобрести красивую осанку, изящные манеры. Существуют различные школы искусства чая. Характер чайной церемонии во многом зависит от повода встречи и от времени года. Участники одеваются в спокойные тона: в однотонные шелковые кимоно и специальные белые носки, предназначенные для деревянной обуви. У каждого небольшой складной веер. Весь ритуал чайной церемонии делится на два действия.

1. Первое действие чайной церемонии. Гости (как правило, пять человек) сначала в сопровождении хозяина следуют по специальной дорожке сквозь полумрак сада. Чем ближе к чайному дому, тем более они отдаляются от суетного мира. Подойдя к небольшому бассейну с прозрачной водой, омывают руки и рот. Вход в чайный дом низкий, и гостям приходится буквально вползать через него, смиряя свой нрав.

Небольшой по размеру чайный дом разделен на три части: чайную комнату, комнату ожидания и подсобное помещение.

Входя в чайную комнату, где стоит жаровня для чайника, гость вежливо кланяется. Затем, держа перед собой складной веер, выражает восхищение висящим в. нише свитком. Закончив осмотр, благодарные гости садятся и приветствуют хозяина.

Все стадии ритуала проходят в строгом порядке. Присев, гости приступают к сладостям. Затем хозяин приглашает их в сад. О начале церемонии возвещает гонг — пять и семь ударов. После гонга гости покидают сад и возвращаются в чайную комнату. В комнате теперь светлее, отодвинута бамбуковая штора за окном, а вместо свитка в нише — ваза с цветами.

Подбору цветов, как и свитку, хозяин уделял особое значение. Считалось, что, как и все в чайной церемонии, букет должен быть составлен по принципу единства контрастов, к примеру ветка сосны — символ стойкости и вечности — соседствовала с нежной и хрупкой камелией. Очень часто это был один полевой цветок или одна ветка.

Хозяин вытирает чайницу и ложку специальной тканью и моет венчик в горячей воде, которую наливает из чайника ковшом. Затем кладет три ложки предварительно растертого в специальной фарфоровой ступке порошкообразного зеленого чая в чашу, заливает ковшом горячей воды и взбивает чай, пока чай слегка не загустеет. Все движения рук и корпуса особые, поистине церемониальные, при этом лицо строгое и неподвижное.

Крепкий зеленый чай готовится из молодых листьев чайных кустов в возрасте от двадцати до семидесяти и более лет. Норма закладки чая в среднем — 1 чайная ложка порошка чая на 200 мл воды. Важной особенностью японского способа является то, что не только чайник, но сама вода для заваривания чая должна быть 70-90°С. Время заваривания при этом не выходит за пределы 3-5 минут.

2. Второе действие чайной церемонии. Главный гость кланяется, ставит чашу на ладонь левой руки, поддерживая правой. Размеренным движением рук чашка медленно подносится ко рту. Сделав небольшой глоток, гость оценивает вкус чая; делает еще несколько глотков, вытирает пригубленное место специальной бумагой и передает чашу следующему гостю, который после нескольких глотков отправляет ее дальше, пока, пройдя по кругу, чаша не вернется к хозяину.

На вкус чай чрезвычайно терпок. Его концентрация соответствует примерно 100-200 граммам сухого чая на 500 мл воды. Но в то же время такой чай очень ароматен. Присутствию в чае аромата японцы придают решающее значение.

За весь круг чашка выпивается полностью и эта процедура должна занимать не более десяти минут. Разговоров во втором действе не ведется, и все сидят в чинных позах, в строгих парадных одеяниях.

В целом сам процесс чаепития представляет собой весьма длительную церемонию, происходящую целиком на глазах ее участников.

Таким образом, чай по-японски представляется как ритуальное групповое действо, имеющее глубокие историко-философские корни общенациональной японской культуры, и является одним из видов искусства Японии.
_________________
Давайте вместе скажем: ЧАЮ МИР!!!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
admin
Site Admin


Зарегистрирован: 14.08.2007
Сообщения: 186
Откуда: Russia

СообщениеДобавлено: Пн Окт 26, 2009 12:02 pm    Заголовок сообщения: Семинар по Чайной церемонии ГунФуЧа Ответить с цитатой

Китайская чайная церемония требует особой атмосферы и специального настроя, достичь которого, впрочем, не так уж сложно. Предметы, окружающие вас во время чаепития, должны быть приятны для глаз, нежная музыка должна услаждать слух, все вокруг должно быть гармоничным, поскольку все пять стихий участвуют в чайном действе.



Соответственно, личность ведущего чайной церемонии имеет огромное значение для правильного протекания всего чаепития. Удивительным образом его роль и незаметна, и определяющая одновременно, поскольку ведущий чутко чувствует состояние, создаваемое чаем, и мягко реагирует на любые изменения, не давая участникам уклониться далеко в сторону.



Для того чтобы взаимодействие с чаем было более полным и насыщенным, в чайных церемониях используется специальная посуда. Сначала чай, предназначенный для заварки, насыпается в чайную коробочку — ча-хэ, с ее помощью участники чайной церемонии имеют возможность «познакомиться» с чаем.



Для каждого человека выставляются две чашки, называемые чайной парой: высокая узкая чашка предназначена для восприятия аромата, а низкая широкая чашка — для наслаждения цветом и вкусом чая. Чаще всего чашки ставятся на маленький поднос-подставку. Это удобно для наливания чая и формирует композиционное единство чашек.



При проведении чайной церемонии кроме чайника применяют также ча-хай, что означает «Море чая». По форме он напоминает сосуд для молока, используемый во время чаепития в Европе.

Чайные пары, заварник и ча-хай обычно устанавливаются на чайную доску. Чай засыпают в заварник и заливают кипятком. Первую заливку используют для того, чтобы смыть чайную пыль с заварки, смыть аромат предыдущего чая с чашек, для того чтобы дать толчок развития чаю.



Вода, используемая для приготовления чая, — едва ли не самый важный элемент всего действа. Для заварки чая желательно использовать только родниковую воду. Она доводится до кипения на открытом огне, причем важно точно уловить момент готовности кипятка.



Вторую и последующие порции заливают в заварник по мере выпивания чая, а настой переливают в ча-хай. Из этого сосуда чай разливается в высокие чашки, которые тут же накрываются широкими чашечками. Эта конструкция переворачивается и передается участникам чаепития.



Приподняв высокую чашку, ее подносят к носу и медленно, внимательно через нее дышат, наслаждаясь ароматом и настраивая свои каналы восприятия. Затем пьют чай, внимательно наблюдая за своими ощущениями.


СОСТАВЛЯЮЩИЕ КИТАЙСКОЙ ЧАЙНОЙ ЦЕРЕМОНИИ

Вода лучше всего подходит из горных источников, в идеале расположенных недалеко от того места, где выращивался тот конкретный чай, который вы хотите заварить. Конечно же, в большинстве случаев такая вода недоступна, поэтому ее можно заменить водой из любого источника, находящегося в пределах досягаемости.

Следующая по уровню качества вода происходит из горных ручьев и рек. И третий уровень качества дает вода из колодцев. Другие типы воды тоже могут употребляться для заваривания чая, но они неизменно дадут худший результат, и поэтому состояние и качество энергии, полученное после употребления чая, будут явно менее четкими.



Важно правильно вскипятить воду, обращая внимание на «циклы огня», которые воспринимаются и воспроизводятся в кипятке. Вода не должна доводиться до бурного кипения, так как в результате этого уходит энергия воды, которая, соединяясь с энергией чайного листа, и производит в нас искомое чайное состояние.

Есть четыре стадии внешнего вида кипятка, которые соответственно называются «рыбий глаз», «крабий глаз», «жемчужные нити» и «бурлящий источник». Этим четырем стадиям соответствуют четыре характеристики звукового сопровождения закипания воды: тихий шум, средний шум, шум и сильный шум, которым в разных источниках тоже иногда даются разные поэтические названия.

Кроме того, отслеживают и стадии образования пара. Например, легкая дымка, туман, густой туман. Все последние стадии вышеперечисленных параметров указывают на переспелость кипятка, который уже не подходит для заваривания чая, так как энергия огня в нем уже настолько сильна, что подавила энергию воды, и в результате вода не сможет должным образом войти в контакт с чайным листом и дать соответствующее качество энергии попившему чаю.



Сначала следует ополоснуть кипятком чайник и слить эту воду в чашки, из которых мы собираемся пить чай. Важно быть спокойным, внимательным и собранным, сохраняя плавность и последовательность движений так, чтобы вода не расплескивалась и минимально колыхалась в сосудах, струя не прерывалась, была плавной, длинной, тонкой и мягкой, то есть точно такой же, какой должна быть струя вдоха и выдоха в вашем теле, чтобы обеспечить вам максимально длинную, спокойную и здоровую жизнь.

Чай перед тем, как насыпать его в чайник, следует посмотреть и понюхать в специальном сосуде из фарфора, который называется ча-хэ, или чайная коробочка. Если этого предмета нет, тогда чайную коробочку можно сделать из собственной, чисто вымытой и насухо вытертой ладошки. После этого чайный лист высыпается в предварительно прогретый чайник и заливается кипятком.

Существуют определенные особенности и тонкости заварки чаев типа У-лун и Пу-Эр. При создании взаимодействия воды и пространства посуды всегда следует помнить, что «переполнение» навлекает беду, а умеренность призывает богатство. Поэтому не нужно наливать воды слишком много.



Первая заварка может считаться готовой буквально через несколько секунд после залива кипятка в чайник. Когда чай разливается по чашкам (которые не должны быть большими, так как чай — это не объем воды, а тонкость качества энергии в чайном состоянии), нужно помнить, что вкус первой и последней налитой чашки будут значительно отличаться.

После первого разлива нужно сразу же залить чайный лист кипятком снова и в дальнейшем стараться не оставлять его голым, то есть без воды.

С каждым заливом время взаимодействия воды и чайного листа должно увеличиваться сообразно с качеством чая и обстоятельствами чаепития, чтобы гости пили чай, а не воду.


КИТАЙСКИЕ ЧАЙНЫЕ АКСЕССУАРЫ

Чайный лист требует правильного хранения в жесткой таре, которая предохраняет его от разрушения и защищает от контакта с внешними запахами. Поэтому необходимо иметь набор чайных коробок и банок с герметичными крышками для хранения чая. Изначально для этих целей лучше всего подходили сосуды из глины и фарфора. Глина имеет свою пористость, но при этом является достаточно плотным материалом, чтобы не допускать выдыхания чайного листа.



Необходимо иметь небольшой набор чайников разной величины из красной глины, рассчитанных на разное количество участников чаепития и разные типы чайного листа. Нужно исходить из идеального принципа, гласящего, что определенный тип чая должен постоянно завариваться в одном и том же чайнике.

Чашечки должны быть нескольких видов, разного цвета и объема для разных типов чая и разных целей употребления чайного напитка — утолить жажду, напоить гостей, достичь ритуального состояния, провести время и т. д.



На севере Китая обычно пьют чай из довольно больших чашек с крышкой и ручкой, которые являются одновременно и сосудами для заваривания чая. На юге больше употребляют так называемые чашки гай-вань, состоящие из трех предметов: блюдца с глубоким дном, небольшой пиалкой, которая вставляется в блюдце, и крышечкой меньшего диаметра, чем ширина пиалы. Гай-вань также служат для заваривания чая Те Гуань-инь.



Для церемониальных распитий улунских чаев употребляются чайные парочки, состоящие из крошечной (на 20-40 мл) пиалы и более высокой рюмочки, которая называется вэнь-сян-бэй — чашечка для вкушения аромата. Пиала и чашечка обычно ставятся на маленький поднос с бортиками из дерева, керамики или фарфора. Кроме того, употребляются небольшие чашечки для зеленых чаев из керамики с внутренней поверхностью, покрытой белой эмалью.



Желательно иметь чайную доску, которая является подставкой для чайников и чашек и одновременно выполняет функции сосуда для слива воды, которая спокойно переливается через край при необходимости.



























































































_________________
Чтобы иметь то, что ты никогда не имел, нужно сделать то, что ты никогда не делал!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
FarhatDgA



Зарегистрирован: 29.05.2008
Сообщения: 449
Откуда: Уфа

СообщениеДобавлено: Сб Янв 16, 2010 10:13 am    Заголовок сообщения: отзывы Ответить с цитатой

запись отзывов о прошедшем семинаре:
http://narod.ru/disk/16917121000/M2U02771%20%D0%BE%D1%82%D0%B7%D1%8B%D0%B2%D1%8B.MPG.html
_________________
Давайте вместе скажем: ЧАЮ МИР!!!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
digreezz



Зарегистрирован: 28.08.2011
Сообщения: 85
Откуда: Ростов-на-Дону

СообщениеДобавлено: Пн Сен 05, 2011 10:26 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

А написано ли где-нибудь о "японской чайной церемонии для гейши"? (в семинарах курс с таким названием есть).
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Serugei-kun



Зарегистрирован: 14.12.2009
Сообщения: 304
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вт Сен 06, 2011 12:36 am    Заголовок сообщения: Немного о гейшах... Ответить с цитатой

digreezz писал(а):
А написано ли где-нибудь о "японской чайной церемонии для гейши"? (в семинарах курс с таким названием есть).


digreezz, понятие "гейша" почти буквально переводится как "искусница". Основные виды искусства гейш: беседа, стихосложение, а также владение каллиграфией и умения держаться, двигаться/танцевать, музицировать, составлять цветочные композиции,... И, конечно, готовить и подавать чай. К этому надо добавить ряд "отягчающих обстоятельств": довольно длинные, слегка распущенные волосы с массой специфических украшений, обувь на высокой платформе, кимоно с весьма длинными рукавами и туго затянутым парчовым поясом длиной около 10 метров и шириной около 20см. Shocked

Искусствам, которыми владеют гейши, нужно ежедневно учиться на протяжении ряда лет. Однако, готов в относительно короткие сроки познакомить с базовым уровнем основных искусств: техника движения в кимоно, погружение в сложение стихов-хайку, навыки японской каллиграфии, сезонные явления природы и связанные с ними поэтические образы, аранжировка "чайных" цветов, кулинария, основные фразы этикета, базовые движения для приготовления церемониального чая.

Далее, в зависимости от выбранной специализации, можно будет пройти более глубокий курс занятий, постепенно постигая тот или иной вид искусства (конечно, все они взаимосвязаны и игнорирование любого из них, пусть и на начальном уровне, нежелательно).

В Киото (и в Москве) мне приходилось не раз видеть гейш и общаться с ними. Скажу больше: одна из моих лучших чайных "сэнсэек" была истинной гейшей в самом превосходном смысле этого слова! Smile
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
digreezz



Зарегистрирован: 28.08.2011
Сообщения: 85
Откуда: Ростов-на-Дону

СообщениеДобавлено: Вт Сен 06, 2011 7:25 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Да, это потрясающие умения, и вот так с бухты-барахаты, не придя к этому, не выучишься. То, что я читала о гейшах и слушала о них, вызывает восхищение. Но тут, мне кажется, обучение должно быть не столько в форме, сколько... мммм. в психологии?.. Как быть истинной женщиной в восточном понимании, сильной и смиренной, выносливой и нежной... Этому может научить мужчина?.. Или быть может эти качества как-то ты открываешь в себе сам, совершенствуя форму....? Второе, если и возможно, то намного сложнее)))))))
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
digreezz



Зарегистрирован: 28.08.2011
Сообщения: 85
Откуда: Ростов-на-Дону

СообщениеДобавлено: Вт Сен 06, 2011 7:27 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

digreezz писал(а):
Или быть может эти качества как-то ты открываешь в себе сам, совершенствуя форму....?


имела в виду "ученица открывает в себе в процессе обучения"
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
FarhatDgA



Зарегистрирован: 29.05.2008
Сообщения: 449
Откуда: Уфа

СообщениеДобавлено: Ср Сен 07, 2011 10:38 am    Заголовок сообщения: размышление ЧАЯ Ответить с цитатой

Набросок ответа-размышления:
1. Учителей бывает много (по каждому искусству-свой наставник).
2. Первые Гейши- были мужчины.
3. Гармония возникает - когда мужчина и женшина уравновешивают друг-друга (внутри себя и вне себя), т.е. учиться нужно по-разному и у разных личностей (одному и тому же).
4.Человек может научить по своему опыту, но ученик получит только СВОЙ жизненый материал.
5.Передать знания возможно. Но важно научить ПОЛУЧАТЬ и РАСКРЫВАТЬ знания! И они УНИКАЛЬНЫ для каждого и в каждом конкретном случае (снежинки похожи слегка, но не бывает абсолютно одинаковых!)
6.Женщина и мужчина учат по-разному и видят разное. Друг о друге могут судить лишь приблизительно.Гейша (искуссница, носитель культуры)-экзотерик (наука о внешнем).
7.Без Даосской Алхимии (или подобной практики, в т.ч. психической), Я не могу представить, что думает и чувствует Женщина. И наоборот (а это уже не практика для Гейши-служительницы искусств и мужчин современности). Гейша не мистик. Гейша - носитель и хранитель традиций и нравов.
8.Другая тема - женщина(мужчина) Даос (Алхимик, Тантрик, Дервиш...и т.д.).
Без эзотерики(наука о внутреннем), и мистического восприятия и сознания - постичь другую сущность невозможно (без такого восприятия невозможно передавать знания на расстоянии). Как и передавать мысле-образы.
9.Суть подлинного учения(самообучения)-ВСПОМИНАНИЕ...и работа с восемью органами чувств.
_________________
Давайте вместе скажем: ЧАЮ МИР!!!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов gunfucha.ru -> Общий форум Часовой пояс: GMT + 5
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB

Anti Bot Question MOD - phpBB MOD against Spam Bots
Заблокировано регистраций / сообщений: 69851 / 0